Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В дошкольном учреждении имеются специализированные помещения:
Методический кабинет – 1. Кабинет оснащен методической литературой, наглядным, демонстрационным и раздаточным материалом, мультимедийным проектором, компьютером, орг. техникой, телевизором.
Кабинет учителя-дефектолога, учителя-логопеда – 2. В каждом кабинете учителя-дефектолога, учителя-логопеда имеется необходимое оборудованием и пособия для проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Светлая и темная сенсорные комнаты - 2. Оснащены в соответствии с рекомендациями к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, направлен на решение коррекции познавательной и эмоционально волевой сферы дошкольников.
Двигательная сенсорная комната - 1. Специальное помещение для организации оздоровительной и образовательной работы по всем направлениям оздоровления и развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.
Студия по изобразительной деятельности – 1. Кабинет для развития у детей творческих способностей, обучения изобразительного и декоративно – прикладного искусства. .
Музыкальный зал – 1.
Физкультурный зал - 1.
Бассейн - 1.
Зал сухой разминки - 1.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В ДОУ имеются объекты для проведения практических занятий:
Групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей - 7.
Музыкальный зал – 1. Зал оснащен пианино, музыкальным центром, детскими музыкальными инструментами. Для проведения праздников и развлечений имеются костюмы для взрослых и детей, кукольный театр.
Физкультурный зал – 1. Для проведения спортивных занятий имеется разнообразный спортивный инвентарь: скакалки, мячи, кегли, обручи, гимнастические палки, мягкие модули.
Студия по изобразительной деятельности – 1. Предназначена для дополнительного образования по образовательной области художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность).
Темная и светлая сенсорные комнаты – 2. Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные трудности в развитии и поведении.
Двигательная сенсорная комната - 1. Специальное помещение для организации оздоровительной и образовательной работы по всем направлениям оздоровления и развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов
Бассейн - 1.
Объекты для проведения практических занятий-это оборудованные помещения с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и техническими средствами обучения. Помещения служат для создания необходимых максимально комфортных условий для развития личности, повышения качества образования детей дошкольного возраста и полноценного осуществления образовательной деятельности. В этих помещениях проводится непосредственно-образовательная деятельность и предоставляются образовательные услуги для детей. Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Физкультурный зал
Предназначен для организации двигательной образовательной деятельности, физического развития детей, проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми проводится с учетом требований ортопедического режима и индивидуальных медицинских рекомендаций врача-ортопеда.
Оснащен современными спортивными материалами и оборудованием: гимнастическая стена, щит баскетбольный, батуты, корзины для мячей, мячи резиновые, скакалки, ходунки на веревке, кубы разного размера, скамейки гимнастические, маты гимнастические, разметочная фишка, мешочки с грузом, тоннель для подлезания, мостик лесенка, ворота для хоккея, нагрудники для командной игры, стойки для прыжков в высоту, индивидуальные коврики для ОРУ, султанчики, мишени разные, флажки, детскими тренажерами, а также коррекционное оборудование – массажные коврики, ортопедический стульчик, ортопедический станок и другое оборудование, способствующее укреплению мышечно-связочного аппарата, формированию устойчивого стереотипа правильной осанки, закреплению двигательных навыков.
Бассейн и зал сухой разминки
Занятия проводятся в большом, хорошо освещенном помещении с чашей, рядом находится раздевалка с душевой и туалетом. Зал сухой разминки для закрепления упражнений, выполнений дыхательных упражнений самомассажа. Для проведения занятий по плаванью собрана необходимая обучающая литература.
При бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности за-нятий и страховки детей во время занятий.
Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде. Количество мелких игрушек должно соответствовать числу детей, одновре-менно занимающихся в бассейне. Все пособия и игрушки периодически подвергаются санобработке в установленном порядке.
Кабинет учителя-дефектолога, учителя-логопеда
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Оснащены 2 кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда. Кабинеты предназначен для проведения диагностического обследования познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста, проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя дефектолога, логопеда с детьми, решения поставленных коррекционных задач, консультирование родителей и воспитателей.
Музыкальный зал
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. В зале проводятся музыкальная образовательная деятельность, утренняя гимнастика, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный зал оснащен оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
Изобразительная студия
Предназначена для дополнительного образования по образовательной области художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность). Студия оснащена необходимым материалом для изобразительной деятельности: наборы цветных карандашей, кисточки, ватные палочки, поролоновые губки емкости для промывания кистей, подставки для кистей, салфетки, гуашевая краска, набор бумаги разных геометрических форм, образцы по рисованию.
Темная и светлая сенсорные комнаты
Оснащен в соответствии с рекомендациями к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, направлен на решение коррекции познавательной и эмоционально волевой сферы дошкольников. Темная сенсорная комната, укомплектована оборудованием, использование которого направлено на релаксацию или активизацию психической деятельности детей, является одним из важнейших средств коррекции. Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать светоэффекты. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, успокаивающая музыка-вот те характеристики, которые помогают ребенку развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми. Темная сенсорная комната, обладает более выраженной полифункциональностью. В детском саду с помощью темной сенсорной комнаты решаются следующие задачи: - коррекция психических процессов; -коррекция детей с повышенной агрессивностью; - психоэмоциональное развитие детей; -сенсорное и познавательное развитие.
Двигательная сенсорная комната
Направлена на умение контролировать двигательные действия, ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие и координировать движения. Соотносить произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями, а также управлять движениями согласно указаниям другого лица. Учиться соблюдать правила, которые помогут ребенку сконцентрироваться на движении, запомнить его и научиться выполнять: выполнять движения медленно и четко, сопровождая их словесной инструкцией; описывать выполняемые упражнения просто, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений; проговаривать инструкцию к выполняемым движениям, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их; при выполнении любых упражнений соблюдать принцип-от простого к сложному; одновременно осваивать небольшой репертуар физических упражнений; использовать систему поощрений ребенка. Бег, ходьба, прыжки помогут ребенку стать сильнее и выносливее, приобрести навыки взаимодействия со взрослыми. Активный отдых и сбалансированная физическая нагрузка оказывают положительное влияние на уровень здоровья. Созданные условия обеспечивают эффективность коррекционно-развивающей работы, и позволяют ребенку полноценно развиться как личности. Все помещения, где занимаются дети, соответствуют их функциональному назначению и эстетическим требованиям. Оформление интерьера здания, коридоров, лестничных площадок и дополнительных помещений ДОУ осуществляется с учетом требований эстетики.
Наличие оборудованных объектов спорта
В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей с учетом требований ортопедического режима и индивидуальных медицинских рекомендаций врача-ортопеда.
Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, ОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
В каждой группе организован физкультурный центр, где в достаточном количестве находится мелкий спортивный инвентарь, а также коррекционное оборудование – массажные коврики, ортопедический стульчик, ортопедический станок и другое оборудование, способствующее укреплению мышечно-связочного аппарата, формированию устойчивого стереотипа правильной осанки, закреплению двигательных навыков.
На территории МБДОУ размещены 7 прогулочных участков. Прогулочные участки имеют теневые навесы и оснащены современным спортивным оборудованием (горки, шведские стенки, качели, оборудование для подлезания и др.). Спортивная площадка на территории ДОУ оборудована гимнастическими снарядами для развития крупной моторики.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека в дошкольном учреждении расположена в методическом кабинете. Книжный фонд разделен на три части и включает в себя:
- книги для педагогов (методическая и справочная литература, словари);
- книги для воспитанников: энциклопедии, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия.
В каждой групповой комнате имеются центры чтения художественной литературы, в которых располагается библиотека разных жанров и направлений соответственно возрасту детей.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО, ФАОП ДО к условиям реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата МБДОУ № 12 «Брусничка», Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с нарушением зрения МБДОУ № 12 «Брусничка», как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных и коррекционных задач в оптимальных условиях. Средства обучения подразделяются на следующие виды:
печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники),
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, фильмы, презентации на цифровых носителях);
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.д.)
В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в дошкольном учреждении создана безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. В настоящее время помещения учреждения укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми. Предметно-пространственное окружение организации эстетически продумано и оформлено. В каждой возрастной группе создана своя развивающая предметно-пространственная среда, которая строится с учетом педагогической целесообразности и интеграции, включает образовательные центры по всем направлениями деятельности детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.
Педагогическая работа с детьми проводится с учетом требований ортопедического режима и индивидуальных медицинских рекомендаций врача-ортопеда. В каждой группе организован физкультурный центр, где в достаточном количестве находится мелкий спортивный инвентарь, а также коррекционное оборудование – массажные коврики, ортопедический стульчик, ортопедический станок и другое оборудование, способствующее укреплению мышечно-связочного аппарата, формированию устойчивого стереотипа правильной осанки, закреплению двигательных навыков.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО во всех группах учреждения ведется работа над реализацией принципов вариативности, трансформируемости, полифункциональности, безопасности, насыщенности и доступности при построении предметно-пространственной среды. В результате во всех группах представлено гибкое зонирование для самостоятельных игр, познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического и физического развития, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, с учетом возраста и гендерной принадлежности детей. Тематическое разнообразие центров регулярно пополняется и обновляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ администрации и педагогическим работникам МБДОУ к информационным системам и информационным-телекоммуникационным сетям осуществляется по средством сети Интернет, скорость до 30 Мбит/сек, оператор ООО «ТЕЛНЕТ».
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не предусмотрен.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Использование электронных образовательных ресурсов: не предусмотрено.
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Одной из важных задач образовательного учреждения, в котором обучаются дети-инвалиды, является создание необходимых условий для безбарьерной дружелюбной окружающей среды, благодаря которой возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция детей-инвалидов в общество.
В детском саду есть специальное вспомогательное устройство-пандусный вход/съезд. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание ДОУ предоставляется сопровождающее лицо. Конструктивные особенности здания ДОУ предусматривают наличие поручней внутри помещений на лестничных маршах. Входная площадка имеет звонок при входе.